MENU

Чтобы дать ученику искорку знаний,

учителю надо впитать целое море света.

В.А.Сухомлинский.

 

Эссе: «Я – учитель»

Автор: учитель изобразительного искусства и черчения первой категории Любовь Сергеевна Соловьева

 Место работы: МБОУ «Токкинская школа-интернат среднего общего образования им. П.П.Ощепкова».

Учитель… Такое знакомое, родное, до боли близкое слово для каждого человека. Для дошколят учитель - это тайна, которую хочется поскорее раскрыть; для учеников учитель - это знание, которое необходимо усвоить. Для меня же, учителя, моя профессия – особая миссия, особый склад души и ума,  это - ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом.  Особый след в душе каждого оставляет первый учитель. Потому профессия учителя начальных классов особенна. До сих пор с теплотой и нежностью я вспоминаю свою первую учительницу – Елену Николаевну Осипову. Я благодарна ей за то, что она вдохновляла меня на новые открытия, была прекрасным примером и делилась со мной своими лучшими знаниями и умениями. И хотя я знала, насколько нелегок учительский труд, при выборе профессии у меня не было никаких сомнений. У каждого свой путь, свое призвание. Для меня – это школа. Это то,  место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, то, чем живу сама.
        Работая с молодым поколением, ставлю перед собой цель, оставаться всегда ЧЕЛОВЕКОМ. Научить человека быть Человеком – задача колоссальная, одному не под силу. Древнее ремесло «пайдагос – детоводитель» за тысячелетия своего развития переросло в искусство воспитывать и обучать, направлять духовное и телесное развитие ребёнка. Учителю суждено учиться этому всю свою жизнь. Главное - понять, что каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. В этом цель и смысл учителя. Учитель должен быть примером во всём: и в работе, дома, в делах на селе.

         Став учителем изобразительного искусства и черчении, как бы открыла для себя новую страничку. И эта страница для меня самая увлекательная и интересная. Учитель изобразительного искусства не просто учит рисовать учеников, а прививает в них положительные качества человека, воспитывает быть достойными гражданами своей Родины, своего народа. Как научить ребят любить Родину? Думаю, сердцем и любовью.

Учителя ИЗО, черчения и технологии занимают в школе особое место - знакомят детей с миром искусства. Связи с этим, мною был организован кружок «Основы архитектуры». А зачем современному человеку знать искусство? Что оно дает? В первую очередь искусство позволяет познать мир, оно имеет дело с тонкими сферами человеческого сознания и психики, формирует духовный облик наших учеников. Все дети талантливы. И моя задача - в каждом ребенке увидеть талант и развить его.

          Получить красный диплом учителя может каждый, но нет, ни какой гарантии, что это действительно тот человек, который сможет научить детей. Учитель – это призвание, учитель должен быть от бога, т.е им надо родиться. Труд этот не легкий, кропотливый, а иногда не благодарный. Но это все компенсируется, когда ты видишь первые робкие, неумелые линии и пятна, из которых постепенно выходят красивые рисунки и блеск, в глазах ребенка, с криком: - «У меня все получилось!»

         Одна из самых почетных и ответственных профессий на Земле – учитель. С раннего возраста ребенок учится познавать окружающий его мир. И чтобы понять, осознать и жить в нем правильно, нужно, чтобы его окружали умные и понимающие его люди, отдающие свое умение, старание и заботу. Они должны наставлять маленького человечка на правильный путь, помочь ему не потеряться на дорогах жизни, должны воспитывать его. Такими людьми обязаны быть педагоги. Они учат ребенка не только простым вещам, но и учат понимать самого себя, свою душу, свое «Я». Каждый человек - это крошечная частичка огромного мира, в котором мы живем. И для того чтобы уметь жить в нем, человек должен быть достаточно образованным.

         Моим учителем изо и черчения был молодой специалист Меликов Алексей Елисеевич. Кроме его уроков я с большим интересом посещала кружок рисования, который вел Алексей Елисеевич. До сих пор помню его в костюме, стоящего у дверей с альбомом и красками в руках. Потом стал учить нас Виктор Исакович директор нашей школы. Виктор Исакович казался таким важным, строгим, после молодого учителя. На его уроках мы сидели как заколдованные, боясь пошевельнуться, чтобы не пропустить ни единого слова, жеста. Я благодарна своим учителям родной школы. Это учителя, у которых был талант, дар, данный свыше. Они любили нас, уважали и воспитывали как личность. Главное в моей работе: любовь к детям и безграничная вера в их возможности, непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы, сотрудничество с детьми и их родителями. В наше время труд педагога очень нелегок. Быть учителем сложно. Даже если ты чего-то добился, нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно идти вперед.

        Наше современное общество достаточно сильно поменялось не в лучшую сторону. Изменилась жизнь, изменились люди, изменилось само время. Настало такое время, когда обязанностей у учителя стало больше, чем прав, а престиж заметно упал. Отличительная особенность педагогической деятельности – это полоса стрессов. Поэтому работать в школе остается только тот, кто умеет хорошо управлять самим собой, у кого хорошо развиты воля и самоконтроль.

         В современных условиях, когда бурно развиваются информационные технологии. При использовании компьютерных средств обучения, учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины, а становится партнером. Компьютер выступает не просто ускорителем передачи информации в образовательном процессе, а открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности учащегося. Например, для учителя рисования компьютер это новый инструмент, новый материал, новая техника для изображения. Используя ИКТ в своей педагогической работе, поняла, что применение информационных технологий отличается высокой результативностью и способствует личностному развитию учащихся, повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом. Выступая на различных семинарах, конференциях по использованию компьютерной графики в своей работе, пришла к выводу, что современный учитель должен идти в ногу со временем. Потому что, XXI век отличается от других столетий информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению, а именно к общению с использованием информационных технологий. В век бешеного развития новых технологий, педагог должен обладать багажом знаний и умений, необходимых в данное время: в совершенстве владеть компьютером, мобильно применять интерактивную доску. Я думаю, что это единственное отличие современного педагога от его предыдущих коллег. Но никакой компьютер, даже самая совершенная техника, не может заменить живое, эмоциональное учительское слово. Дети, как «губки» - они впитывают в себя все, что говорит учитель, используют те же жесты, мимику. Учитель для ребенка – это идеал, которому он хочет подражать. Это требует больших знаний, навыков и педагогического мастерства. Когда я готовлюсь к урокам, то стараюсь найти больше интересного и занимательного материала. Ведь вместе с детьми я тоже «учусь». Каждый учитель должен понять, что во все времена учитель всегда был просветителем. Самое главное достижение учителя - это ученик, ставший успешным в современном мире!

        Настоящий учитель во все времена обладает теми качествами, которые выделяют его среди других людей. Это громадное чувство юмора, доброжелательность, безграничное педагогическое мастерство, профессионализм. Ни одна профессия не ставит таких строгих моральных требований. Учитель – пример для подражания, поэтому он должен быть настоящим. Считаю, что предназначение учителя в современной школе: помочь найти смысл жизни человека. А значит, ему надо найти себя и своё место в этом быстро меняющемся мире.

        Современный учитель – это творческая личность, которая обладает критическим мышлением, умеет создавать новое, опираясь на новые технологии обучения. Но, в итоге, - главная задача учителя изо и черчения подготовить ребенка к будущей взрослой жизни. Чтобы он мог стать отличным специалистом, хорошим родителем, любящим семьянином, а возможно известным общественным деятелем. Но самое главное – он должен стать счастливым человеком. А счастливый человек добьется всего!

        Я считаю, что учитель — это вторая мама. Ведь учитель дает ребенку знания и определенное воспитание. А школа – это второй дом, где малыш проживает не один год, где он становится личностью. И что сделают с ребёнком в школе – очень важно. Учитель должен строить свои отношения с детьми на полном доверии, взаимопонимании и уважении, не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых.

       Я стараюсь дать детям не только «книжные» знания, но и подсказываю, как поступить в той или иной ситуации. Успеху в жизни люди в какой-то мере обязаны и учителю, ведь он вложил в них всю свою душу. Учительская профессия, изнуряющая и тяжелая, ведь младшим школьникам приходится уделять много времени и внимания. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры.

Школьная жизнь вовлекает в водоворот событий, открытий, эмоций, выжимает тебя как лимон, отнимая силы, и дает второе дыхание, вдохновляя на новые свершения. И каждый раз когда, казалось бы, уже не остается сил, наступает перерыв – долгожданные каникулы…

         Настоящий педагог оценивает свои успехи успехами своих учеников. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах, а хороший учитель в мыслях и поступках людей. Хотелось бы нести людям только хорошие мысли. Очень хочется надеяться, вернётся престиж и уважение к этой самой благородной и нужной профессии. И в заключении мне хочется процитировать замечательные стихи поэта Сергея Островова:

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно.

И в радости.

Вовремя есть.

Вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно...

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

        Я получаю удовольствие от работы! Мне приятно видеть, как вокруг кипит живое дело, которое захватывает целиком. Осознаю, что недаром тратятся силы, что я не лишний, а нужный человек!

Учитель–профессия - птица,
Вряд ли труднее сыскать,
С какою другою сравнится,
Ребячьи сердца зажигать!