1.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными
представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию,
обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних -влечет предупреждение или
наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
2. Нарушение
родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и
интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с
родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит
интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в
неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том
числе судебного решения об определении места жительства детей на период до
вступления в законную силу судебного решения об определении их места
жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления
родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до
вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании
осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их
прав и интересов, -
влечет
наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч
рублей.
3. Повторное
в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 2 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа в размере
от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до
пяти суток.
Комментарий
к статье 5.35 коап
1.
Согласно п. 1 ст. 21 ГК под несовершеннолетним понимается лицо, не достигшее
возраста 18 лет.
По смыслу Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" понятия
"несовершеннолетнее лицо" и "ребенок" являются
тождественными понятиями.
Под законными представителями несовершеннолетних по смыслу комментируемой
статьи КоАП понимаются не только родители ребенка, но и лица, в отношении
которых законодательством РФ установлены обязанности по воспитанию, обучению,
защите прав и интересов несовершеннолетних, в том числе усыновители, опекуны
(попечители) детей, приемные родители (см. ст. 125, 146, 153 СК).
Обязанности по содержанию и воспитанию детей в соответствии с Федеральным
законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
возлагаются также на социальные службы для детей, к которым относятся
организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности,
осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной
поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных,
психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной
реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению
занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также
граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую
деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.
Применительно к п. 1 ст. 26 ГК законными представителями несовершеннолетнего
являются родители, усыновители, попечители.
2. Усыновление или удочерение (далее - усыновление) представляет собой
приоритетную форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей (см.
также п. 1 комментария к ст. 5.36). Усыновителями могут быть совершеннолетние
лица обоего пола, за исключением лиц, исчерпывающий перечень которых определен
п. 1 ст. 127 СК.
Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за
условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ
утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275.
Потенциальные усыновители должны соответствовать медицинским критериям и иным
требованиям, определенным нормативными правовыми актами (см. Перечень
заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его
под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденный Постановлением
Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542; Положение о медицинском
освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном
(попечителем) или приемным родителем, утвержденное Приказом Минздрава России от
10 сентября 1996 г. N 332). Типовые формы документов по учету кандидатов в усыновители,
оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания
усыновленных детей в семьях утверждены Приказом Минобразования России от 20
июля 2001 г. N 2750 (в ред. Приказа Минобразования России от 28 июня 2002 г. N
2482).
3. Обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних возлагаются также
на руководителей воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной
защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети,
оставшиеся без попечения родителей.
4. В соответствии со ст. 64 СК родители являются законными представителями
своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми
физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных
полномочий. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом
опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей
имеются противоречия, - в указанных случаях орган опеки и попечительства обязан
назначить представителя для защиты прав и интересов детей.
5. Под обязанностями родителей по воспитанию своих детей по смыслу ст. 63 СК
понимается забота о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии
своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего
образования.
6. Под неисполнением родителями обязанностей по воспитанию и обучению
несовершеннолетних детей понимается систематичность противоправных действий
(бездействия), осуществляемых в течение продолжительного времени; данный
проступок относится к длящемуся административному правонарушению (см.
комментарий к ст. 4.5).
7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных
комментируемой статьей, отнесено к ведению районных (городских), районных в
городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. ч. 1 ст.
23.2).