MENU
Главная » 2013 » Январь » 29 » Открытый урок Николаевой Надежды Александровны
12:45:52
Открытый урок Николаевой Надежды Александровны
       Окружающий мир       4 класс   (урок – исследование)
Тема: Почва, её состав и свойства.
Цели урока:
•    Познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли;
•    Изучить состав и свойства почвы;
•    Узнать о преобладающих почвах родного края;
•    Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: Осуществлять запись информации; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать.
Личностные УУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.
Регулятивные УУД: Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.
Оборудование:
Для учителя: табличка «Лаборатория», белый халат, лабораторное оборудование, музыкальное сопровождение, карточки (свойства и виды почв), образцы почв, компьютер, проектор, презентация, выставка книг.
Для обучающихся: Колпачки на голову, значки-бейджи «Юный исследователь», тетради, учебники, лабор. оборудование, коллекции почв.

                               

  Программа: 
                      1. Состав почвы
                      2. Свойства почвы
                      3. Типы почв

                              
    Воздух есть или нет
(Бросим комочек сухой почвы в воду. Дети сами всё делают. Из почвы выходят пузырьки воздуха, значит в ней есть воздух)
    Вода есть или нет
(Немного свежей почвы нагреваем на огне. Над почвой подержим стекло. Вскоре стекло становится влажным. (как в теплице) В почве есть вода.
    Обнаружение перегноя в почве   
(Продолжаем нагревать почву, вскоре мы увидим дым и почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы. Перегной – перегнившие остатки растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет)
     Обнаружение песка и глины
(Прокалённую почву, в которой весь перегной уже сгорел (она серая) насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно стакана осядет песок, поверх песка глина.
В темной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые?
- Как вы думаете почему это происходит? В тёмной почве содержится больше питательных  веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её ценим – плодородием. Цветущие растения, богатый урожай – вот результат плодородной почвы.
- А как вы понимаете это слово – плодородие? (Это сложное слово состоит из двух слов: )
- По группам напишите свойства почвы
Перейдём к 3 № нашей программы.
8. Работа по учебнику
- От чего зависит цвет почвы? (Чем больше перегноя, тем она темнее)
- Также от количества перегноя зависят типы почв  и их свойства. Какие бывают почвы найдите в учебнике с.171
Рассмотрите рисунок и прочитайте описания.
-Что вы узнали? Какие типы узнали запишите в тетради.
- Как называется почва в которой много песка? (песчаные) На берегу реки в осн.
- Как называется почва, в которой много глины? (Глинистые) У нас под детсадом – красная глина, по дороге в Олбут – серая глина. В городе Олёкминске – красная глина.
- Об этих типах немного расскажет Наташа.
- Спасибо, как вы думаете из всех типов почв какие наиболее часто встречаются?
- Подзолистые, глинистые
Вот перед вами наша земля. На ваш взгляд по внешнему виду на сколько она плодородна?
- Как видите, если у меня почва не очень плодородная. Как я её могу улучшить?
У вас у каждого есть огород. Расскажите, что вы делаете, чтобы почва была более плодородной. (перекапываем – чтобы была рыхлой, поливаем; удобряем навозом, золой, перегноем, спец. удобрения добавляем...
- А ещё нам могут в этом деле помочь – калифорнийские черви. О них расскажет и покажет Гена М.
- Какие профессии знаете, связанные с землёй?
9.Закрепление
Пословицы.  Группа выбирает одну пословицу и обсуждают его смысл: (Земля заботу любит. Земля хоть и кормит, но и сама есть просит. Кто землю лелеет, того  и земля жалеет.
Тест.
- Закончи предложение: «Если в раз исчезнут на Земле все почвы, то..»

10. Итог урока. Оценивание.
-Что такое почва?
-Какая почва называется плодородной?
- Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием)
Рефлексия: «Поляна» На доске поляна цветов, над каждым цветком – Этап урока: рассказ 1. «Чудесная кладовая»
2. Работа со словарём
3. Исследования (опыты)
4. Работа с учебником
5. Пословицы
6. Тест
У каждого учащегося по 2 бабочки. Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности сегодня на уроке вам больше понравился. Объясните почему?
Домашнее задание: с.174 Подумай! 
Исслед. листы приклеить в тетрадь.
Мне очень понравилось, как вы работали. Вы  все приняты в ряды «Юных исследователей». Скоро предстоят школьная и улусная НПК, как раз эти значки оденете. Надеюсь, все будете участвовать. (Значки прикрепляют гости-учителя.) Отметки. Спасибо за работу. Успехов вам!


Просмотров: 1063 | Добавил: school_tokko | Рейтинг: 0.0/0